Конкурс "Четыре сезона" Осень
теперь навернольды Акамацу всталия точно знаюбезросные рассветына сердце нашептали
/Мицунари-но Ае-но асон/
по перволедьюневидимой тропоюкрадутся ветрык сердцам уснувших клёновследов не оставляя
18.11.2015 00:27
к утру незримов обрывках трав песчаныхтвердеют росылюбови недоспелойперегоревшей слёзы
на сгустках ветровчто всю листву впиталиповисли звёздытвердеющей росоюна рукавах остыли
19.11.2015 20:02
глаза закроюи кажется что времяход замедляетно нет в моем обманеот осени спасенья
/Алекс Сандерс/
Не знал я тогда,Когда мальчиком плакал,Что значит печаль.Теперь знаю... И осеньВсё глубже в сердце моём.
21.11.2015 12:54
ПЛЮС
- и осень всё глубже в сердце моём
МИНУС
- не знал тогда… что значит…теперь знаю – не оправдано поэтическим содержанием.
упал в ладонии линии совпалив одно мгновеньедве разные дорогина перекрестке жизни
26.02.2008
лист клёна алыйтвоих прожилок звёздыс моими схожидве разные дорогиодной судьбою стали
21.11.2015 14:56
- явное хонкадори и в тоже время совершенно иное прочтение образа,- агэку вкусное: с игрой слов и смыслов,- киго – классическое – лист клёна алый,- оригинальная метафора – звёзды прожилок, причём очень очеловечивающая метафора,- хорошо выдержано по звучанию слогов.
Только что пришлаОранжевая лошадьОсени в альбомКто же ей подрисовалСнежный хвост и грустный вид?
/знаешь.../
05.09.2007
Еле разгляделКонопатую кошкуВ опавшей листвеГрустно повесив усы,Встретились взглядами вдруг...
24.11.2015 15:20
- общая строка «грустно повесив усы» - не стандартно.
- описание состояния «грустно» - слишком прямолинейно,- хонкадори под вопросом, а хонкадори ли вообще,скорее независимые произведения.
На листе кленаНапишу я свой адрес,Отпущу в окно...Может, осенний ветерНайдет тебя быстрее?
/Санрайз, 2006/
напишу на листке...жёлтом, осеннем...тебе…
/radost.yura, 2009/
когда отчаюсьна алых листьях клёнаписьмо напишупо всей округе ветерпусть их развеет… пусть
25.11.2015 00:08
- обыгрывается сюжет традиции осенних посланий на листьях клёна,- классическое киго осени «алые листья клёна»- в хонкадори на два стиха тема невозможности «даже отправить послание» доведена практически до точки.
в дожде на ветруи в заморозках первыхзарево кленовне гаснет, так и моядуша тобой бесстрашна
19.09.2007г.
пожар кленовыйчто тебе дождь, что ветер,что заморозкитак и душе бесстрашнойтобой гореть не гаснуть
27.11.2015 21:28
Сумрак осенний,Сотканный из тишины,Тихо подкрался...Скоро совсем исчезнетЭхо твоих шагов
/илла/
10.09.2009
В белом туманеПризрачный твой силуэтРастаял давно...Что заставляет меняСтоять под этим дождём?..
29.11.2015 17:40
-внимание, хонкадори на сюжет, развитие сюжета от «исчезнет эхо шагов», до «растаял твой силуэт»,- хорошо вписан в агэку приём риторического вопроса.
- не чётко выраженная сезонность, хотя для танка о любви это не минус, но конкурс не песен о любви, а четыре сезона.
Снова красные листья.Сколько раз еще вынесуИх провожать?..
/Антонн/
29.06.2006
снова и сновабагрянит кленов листваустав провожатьосень, за осенью - осеньсердце бьётся все тише
30.11.2015 08:59
- осень, за осенью – осень – оправдано и поэтически пульсирующе-ритмично уместно.
- третья строка для меня сомнительна по смыслу.
Много закатовЯ провожу прежде, чемЗабуду тебя...Сколько рассветов встречуПеред новой любовью?..
/Санрайз/
15.08.2006
все что былизакаты осенниевсе они твои...за новой любовью уйдявстретил ли ты рассвет?!
30.11.2015 09:21
- хонкадори вопрос-ответ на вопрос вопросом.- за новой любовью – аллюзия на «Просто однажды и ты/ тоже захочешь уйти от любви в поисках новой мечты»,- киго «закаты осенние», интересно, но не без некоторой двойственности восприятия, что нельзя назвать безусловным плюсом.
- на турнире, скорее всего, могла быть оценка «адзикинаси» - сложенная без сложных аллюзий и двойных смыслов, не безусловный минус.
лед сошел, вставшийтолько, вернулась осеньи ты вернуласьне ждал морозов, теплане ждал - жил лишь тобою
/Мицунари-но Ае-но Асон/
О буйный ветерВорвавшийся в окна,Весть мне принесИз далекого края -Там мы были с тобой.
01.12.2015 14:24
- аллюзия на «что на это ответит, ветер…» ДДТ,
- агэку не чётко сформулирована подача образа, то ли край «нет и не будет», то ли там, где мы реально с тобой были, не безусловный минус, но восприятие в данном случае эта двойственность не улучшает, а ухудшает..
В саду осеннемОт белых хризантем светло.И нежно ветерЛепестков коснулся,Как ты вчера руки моей
/Scady/
05.09.2009
Руки касаясь,Слышишь трепетаньеСердца моего?..Белые хризантемы целуяСмущение прячу...
02.12.2015 10:48
- киго «белые хризантемы»,- хорошо обозначены эмоции,- игра слов «слышишь трепетанье»,- интересна связи хокку и агэку, подача внутреннего и внешнего состояния, через описание внешнего опять же.
с туманами в ночьв пепел холодной мечтысны обратилисьни хожных троп, ни вестейлишь сосны тихо грустят
/Мицунари Ае-но асон/
2009г.
в дымке туманастылых не видно следовсонные травыдайте и мне отдохнутьвместе с упавшим листом
02.12.2015 14:15
Краснеют клены -Шепнул мне ветер южный -С тобой ждут встречи.Ведь тогда обещалаК ним вернуться счастливой
/голос/
07.09.2007
Дремлют берёзыВ солнечно-жёлтой дымкеСентябрьский полдень...Кажется, ты обещалМне листопад на счастье...
03.12.2015 14:41
- вторая и третья строка хокку общие – приём не стандартно использован,- возможно использование читателем приема олицетворения полдня.
Вот как приходитДуши очищение -Гордость, обидаТают как утренний сон-Только меня не оставь...
/Тэнгу/
08.10.2008
вот так и ушелзвездой в аритмиюодинокого сердцатает, как сон, осеньхоть ты меня не оставь
06.12.2015 02:20
нет, не прошуни астр, ни хризантемосенний садхочу я от тебя на памятьсохранить пылающие листья
/иса/
08.06.2009
уже не прошузвёзд на всех не хватаетна улице дождьзабираю сегодня на памятьохапку багряных листьев
07.12.2015 15:05
- на всех - вектор действия направлен на человека,на улице - во внешнее пространствона память - во внутреннее пространство, интересное построение поэтического пространства, даже если автор не ставил такой цели сам, а просто испытывал недостаток в предлогах, - хороший тандем «астры» и «звёзды»,- пылающие листья – дождь (забвения погасил) – багряные листья,Хорошо сбалансировано по градусу эмоций: хонка (огонь) - хокадори (цвет).У меня выстроилась цепочка: ХИ-ИРО-АКИ, кто знаком с символикой, порадуйтесь, кто не знаком, прочтите «Утаавасэ» Борониной.
зачем о любви?видишь, ее больше нет…растаяла в дымпросто я болен тобойкак с этим быть – не знаю
02.10.2008
да, и я тожепереболела тобойгоречь от дымаможно, любимый, не будуо нелюбви я кричать?!
08.12.2015 16:25
- яркий пример хонкадори-диалога, очень тесно связанный друг с другом диалог, где практически каждое слово хонкадори - сцепка с хонкой.- эмоционально ярко окрашенное и звукописью, и использованными глаголами.
Тебе невзначайИ ночь, и рассветы, и душуОтдал навсегдаВзамен не возьму ничего,Только светись для меня
07.06.2008
и ты для меняневзначай, мерцаешьдалекой звездойнужно ли сейчас объяснятьчто не о том я молила?!
08.12.2015 16:47
- такой же прекрасный образец диалога хонка-хонкадори «ОН» и «ОНА»,
- агэку немного сложновато пропеваемо), проговариваемо.
/Мицунари -но ае-но асон/
2009
о нет, то был не леда лишь осенний сонпродрогший в инейчто без следа истаялот слов твоих горячих
11.12.2015 00:37
- а вот это классическое хонкадори-перекличка, замечательно исполненное.
- как жаль, что не в классической 5-7-5-7-7
пусть под ногами шуршитпожелтевшая листва...выдумай меня таккак тебя когда-товыдумала я
08.09.2008
Тихо, так тихоПадают ночью бессоннойХрупкие листья...Имя моё забываяО ком до утра мечтаешь?..
12.12.2015 22:56
- хонкадори-перекличка, всегда интересно читать развитие отношений и настроений.- приём риторического вопроса изящно вписанн в агэку,- хрупкие – интересный по двойному смыслу эпитет.
если ты слышишькрик этой птицы ночнойв городе шумномзначит и ты одиноксердцем среди темноты
30.06.2006
от шумных улицв ярких гирляндах огнейодна ухожутуда, где ветер поётсловно ночная птица
14.12.2015 18:07
- трансформация образа «крика ночной птицы» в «песни ветра словно ночной птицы».
- не выражена сезонность (как в хонке, так и в хонкадори)
лишь только однонельзя потерять никогда-того, чего нети никогда не будетпринадлежать тебе
10.09.2008
скажи мне, скажимогла ли тогдапринадлежать тебе?!пылающей листвы жарзалил холодный дождь
15.12.2015 07:18
- перекличка есть,- двустрофное строение танка соблюдено,- приём риторического вопроса вполне уместен.- агэку удачно совмещает описание природы и внутренние переживания.
- связь между хокку и агэку несколько искусственно натянута.
скитальцем вечнымснова, гонимый ветром,шагать обреченнигде не пустить корнейи не найти берегов
31.07.2008
- очень распространенный (в классике) приём хонкадори, использование последней строки в качестве первой, в том смысле, что было принято менять строки местами из хонки и ставить в хонкадори. Здесь, на этом примере можно учиться.- трансформация «скитальца ЛГ» в «ветер-скиталец» (аллюзия на «ворон-скиталец»),- отмечена сезонность, несмотря на то, что в хонке её как таковой нет.
- вторая строка вызывает некоторое сомнение в «но» и в «спокойно».