Две заметки

Об образности

Ею мы немножко отравлены. Кто в этом виноват? Конечно же, японцы! Зачем их стихи так зрительны — так заразительны своей соприродностью живописи? Невольно и мы стараемся превратить свои авторучки в кисточки.
Неправильно это! Стихи — прежде всего речь! Организованная, конечно, не как речь обычная. Во всяком случае, не только так. А как ещё? А вот как: ритмом! Стихи пишутся — когда они стихи — на волне чувства, достаточно сложного, — средств дежурной речи, то есть, попросту говоря, средств синтаксических, ему мало для выражения.

Чем богаче проявление ритма в стихотворении, тем больше шансов, что читатель услышит душу автора, переживёт вместе с ним его вдохновение.

А образность — ритму друг. Она им поддерживается, расширяется, усиливается (если она, конечно, просилась в данное конкретное стихотворение изначально).
Надо только поверить, что слух души — зряч, и он увидит больше, чем ищущий глаз.

Об одной тенденции

Поэты любят трудности — это раз. Сейчас мода на «аутентичность» — это два. Вот откуда тенденция «пятисемёрить» в русских хокку и танка. Она не плоха и не хороша — она просто тенденция. Есть плюсы в том, чтобы ей следовать, но есть и минусы. Главный минус в том, что не всегда уложишь идущий через сердце ритм в «пятисемёрочное» «русло». Можно угробить свой поэтический голос, индивидуальное чувство ритма, стараясь всегда и всюду угодить «пяти» и «семи». Это — реальная (реальная и актуальная) опасность для нашего пишущего брата.

Кто голосовал