Главная / Статьи / О японской поэзии / О «градациях отношения», о балльной системе, о слежении… или за что меня можно терпеть

О «градациях отношения», о балльной системе, о слежении… или за что меня можно терпеть

…Как определил однажды nogitsune, выставляемый балл — это «градации отношения». (Если и неточно цитирую, то совсем чуть-чуть неточно...) Мне очень по душе именно такое определение. В этом смысле балльная система — не игра* или, во всяком случае, игра только наполовину. Но существует множество ситуаций, когда, даже и будучи «градациями отношения», балльная система оборачивается к нам игровой своей стороной: скажем, одно стихотворение оцениваешь на «5» за добротность исполнения, и трудно оценить иначе, но поэзии больше в другом, которому ставишь «4» — из-за недочётов вроде языковых и т. п. Или, скажем, автор, могущий написать сильно, вдруг написал несильно... а то даже и слабовато, чтобы не сказать: слабо. Конечно, надо его пожурить, и уж оценку «5» не поставишь! А тот, кто пишет не шибко сильно и даже малояпонисто, вдруг да проявил поэтическую находчивость в чём-то (пусть даже одном). Грех не поддержать такого человека «градацией отношения», проявленной в балле! Или вот ещё как бывает: есть авторы, которые больше ценят не стихи как собственно стихи, а «японистость» представляемых на сайт краткостиший. В общем-то, я с самого начала, как на этом сайте оказался, составляю оппозицию этим милым людям (при глубоком моём уважении и любви к японской поэзии), так как считаю, что стихи, написанные на русском языке, прежде всего должны быть русскими стихами, с точки зрения традиций русской поэзии хорошими, а потом уже удовлетворять законам хайку- и танкасложения. По мне, пусть бы автор, слабо пишущий, почувствовал слово как таковое, проварясь как общей атмосферой сайта, так и моими откликами на его стихи**, и стал бы писать свободно и прекрасно — безразлично в каком жанре и каким размером-неразмером — гекзаметром, верлибром, да хоть бы даже и прозу и т. п., ну а то, что при этом оттолкнулся он не от какого-нибудь сайта, а от нашего, — ура!

…Так или иначе, жизнь на сайте неостановима, разнообразна, и ситуации, предлагаемые к «градациям отношения», многоразличны.

Мы же не эгоисты, правильно, и не только лишь ради удовлетворения своих высоких-превысоких, высочайших эстетических потребностей заходим что-то прочесть на сайт... Будь мы такими ригористами-эстетами, мы бы прозёвывали поэзию жизни самой на каждом шагу — жизни сайта. Она меняется, все меняются — от стиха к стиху; каждый и равен себе, и не равен. Во всё это неизбежно вслушиваешься, вырабатываешь к каждому индивидуальный, могущий, как хочется верить, в чём-то посодействовать каждому конкретному односайтчанину подход... Подход — не в методическом, упаси Бог, смысле! скорее, подход как... некое слежение за автором, осторожное присматривание, всматривание, — и ты честен как критик постольку, поскольку влагаешь в такое всматривание немалую часть себя.

...Безусловно, оценка, будучи «градацией отношения», может представлять собой и чисто вкусовой подход — то есть подход, как правило, бездоказательный, — «на вкус и на цвет товарищей нет», — и этим быть ущербной (в том случае, когда автор тебе кажется «не твоим»)... И тем не менее каждое конкретное стихотворение уникально, любой автор равен себе и в то же время не равен, — а потому, даже и утвердившись в отношении к некоторым авторам как к «не твоим», — следишь и за ними, всегда радуясь, когда в чём-то их вкус, их отношение к слову напомнит тебе твоё — а то и перевернёт его, обогатит.

______________

* «Все эти баллы и оценки — игра». (Сергей Дунёв.)

 

** Да не упрекнут меня в нескромности за эти слова: я и впрямь вот уже много лет надеюсь на то, что флюиды, которыми пропитываю свои отклики на стихи, однажды передадутся адресатам, потому что как можно не верить флюидам? Они — лучшее, что у меня есть...